Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! (с) барон Мюнхгаузен
Лентой сегодня принесло статью о молодой преподавательнице, которая меняет подходы к изучению литературы и "ломает систему" ("А где женщины?": как учитель литературы пытается изменить школьную программу). Читалось мне тяжело, я далеко не во всем согласна с этой преподавательницей и ее методами. Зато в подборке "Вам также может быть интересно" попалось чудесное интервью С Екатериной Шульман на ту же тему
("Я не верю. что дети травмируются текстами. Тут я расхожусь с нынешней моралью").
Я согласна с героиней первой статьи в том, что в школах больше упора на историю литературы, чем на умение работать с текстом. Да и изучение произведений в строго хронологическом порядке не самая лучшая идея - в средней школе довольно тяжело воспринимать эпос и былины, не говоря уже о том, чтобы с этими текстами работать. Впрочем, если добавить туда современное фэнтези, регулярно возвращающееся к мифам, эпосам, сказкам и прочим памятникам древней литературы, то, возможно, оно бы и как-то живее пошло
Но историко-литературный анализ той же "Калевалы" в пятом классе лично мне вынес мозг куда сильнее, чем чтение "Хоббита" на уроках литературы в третьем
Зато предложение читать только то, что нравится, меня изрядно напрягло. Кроме всего прочего, обучение - это элементнасилия дисциплины. ты должен научиться делать то, что тебе не нравится. Увы, именно это - один из самых ценных навыков, которые прививаются нам в школе. Ну и научиться рефлексировать тоже: почему не нравится? Что напрягло? Аргументируй. Вот как ты обоснуешь, что именно тебе не нравится, если бросил читать буквально сразу? Нет, я не настаиваю на том, что абсолютно любой кактус прям обязательно надо догрызть до основания. Жизнь слишком коротка для плохих книг
И я учусь откладывать и збивать, если не получаю от текста удовольствия. Но иногда все же возвращаюсь
И все равно, это касается только чтения для развлечения.
А вы любили в школе уроки литературы? Как они повлияли на ваше отношение к чтению?

Я согласна с героиней первой статьи в том, что в школах больше упора на историю литературы, чем на умение работать с текстом. Да и изучение произведений в строго хронологическом порядке не самая лучшая идея - в средней школе довольно тяжело воспринимать эпос и былины, не говоря уже о том, чтобы с этими текстами работать. Впрочем, если добавить туда современное фэнтези, регулярно возвращающееся к мифам, эпосам, сказкам и прочим памятникам древней литературы, то, возможно, оно бы и как-то живее пошло


Зато предложение читать только то, что нравится, меня изрядно напрягло. Кроме всего прочего, обучение - это элемент


А вы любили в школе уроки литературы? Как они повлияли на ваше отношение к чтению?
И почему-то очень нудно шли биографии писателей-с годами, событиями...ну хоть убей,не запоминались, разве что мне попадались нормальные биографии или мемуары, вот тогда да!))
Но вот книги читать люблю и с школькой программой было достаточно легко, разве что Чернышевского я грызла и Замятина,кажется. Остальное мне было интересно, особенно в старших классах,когда литература часто отражала исторические события, а история мне нравилась. Так что Война и мир это просто прекрасно было. Параллельно читались и приключенческие романы, и исторические, и детективы...Не знаю,когда я успевала проглотить эти стопки книг.
Но,согласна,мифология-это не для детей. Сказки, может,даде, фэнтези с отсылками к легендам...но вот в чистом виде...по мне, многие легенды народов мира очень похожи, меняются имена, а общая канва остается. Но интереснее на нее смотреть уже во взрослом виде. Особенно с учетом языка и стилистики,которые часто очень тяжелые для чтения,нудноватые.
И почему-то очень нудно шли биографии писателей-с годами, событиями...ну хоть убей,не запоминались, разве что мне попадались нормальные биографии или мемуары, вот тогда да!))
Честно говоря, вообще не понимаю, нафига это надо. Именно в форме хронологической таблицы. Все эти даты все равно никто не запоминает. Да и не нужны они. Но можно же человеческим языком объяснить, откуда у Достоевского такой мрачняк и жуть, а не указать пару дат - и пусть ищут сами, что это были времена Николая I и как все в эти времена жили. Честно скажу, вот именно про формирование личности Достоевского я прочла только этой осенью у Радзинского
и с школькой программой было достаточно легко, разве что Чернышевского я грызла и Замятина,кажется.
Я школьную программу по украинской литературе в буквальном смысле выстрадала. Потому что читать это - невозможно. У нас даже специалисты говорят, что впечатление, будто программа построена таким образом, чтобы привить школьнику отвращение
Но,согласна,мифология-это не для детей. Сказки, может,даде, фэнтези с отсылками к легендам...
Не знаю, как кому, а мне мифология и даже библейские тексты в детстве заходили "на ура". Зато былины и эпозы - это была сплошная боль. Особенно потому, что литературоведческий разбор у нас велся без поправки на возраст. Т.е., в пятом классе мы это разбирали так же, как филологи на первом курсе. Ну ладно, может, немного проще. Но не сильно
Хотя,интеремно, в учебнике лит-ры были рассказы Лондона. Был свифт, правда вот куда он попал-не помню.
А так на лит.ре была в основном классика-с фонвизина, ломоносова и далее, кадется,до поэтов серебряного века и того же замятина. С редкими вкраплениями чутт поздних произведений.
Согласна, биографии надо бы рассматривать отдельно, чтобы понимать, почему тот же толстой писал именно так в зрелом возрасте, а не иначе. Ибо личность отражает.
Но нет, нам подробно предлагали искать цитаты-ответы на вопросы по книге, при том, что уроков литры было 5-6 в неделю,кажется...
Слабо пролистать пару бумажный томов книг в поисках ответа и найти цитату за вечер??)))
А на уроках мы все эти вопросы обсуждали. Но это 10-22 классы, а как было до этого-не очень помню. Вроде нас знакомили с личностями писателей и немного с проищведением,а потом "пишите сочинение"
Мифология в чистом виде была скорее всего на уроках истории...а рагнарек, беовульф -это я читала уже сама, позже.
Класса с пятого у нас произошло разделение на украинскую литературу и зарубежную. Точно так же - с историей. В зарубежку входила, в том числе, русская литература. Поэтому мои родители до сих пор в легком шоке, что я не читала Некрасова, Салтыкова-Щедрина только в старых хрестоматиях (и мне хватило!), Мамина-Сибиряка даже не начинала и т.д.
Вроде нас знакомили с личностями писателей и немного с проищведением,а потом "пишите сочинение"
У на сбыла примерно следующая программа: ученики зубрят биографию писателя и представляют ее перед классом, потом разбираем произведение (обычно довольно бегло, так как на зарубежку выделялось 2 урока в неделю, а на произведение - от 2 до 6 уроков максимум), а сочинения писали только итоговые по теме/блоку. В итоге их за год набиралось от 6 до 10, по-моему. Но тут у меня было меньше сдерживающих факторов: во-первых, зарубежка менее политизированный предмет, чем украинская литература, во-вторых, преподаватель не щемил за наличие собственного мнения, только за отсутствие аргументации
Ммм...акак-то сы с мамоц разноваривалм-у них в школе были частично другие произведения-мы и про писателей таких не слышали. Часть я потом прочитала сама,мне понравилось,но там больше о становлении личности,человека. Хорогие в общем-то книни, правильные,хоть и с идеологией,коеечно,советской. Но общий посыл-хорош!