Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! (с) барон Мюнхгаузен
Лентой сегодня принесло статью о молодой преподавательнице, которая меняет подходы к изучению литературы и "ломает систему" ("А где женщины?": как учитель литературы пытается изменить школьную программу). Читалось мне тяжело, я далеко не во всем согласна с этой преподавательницей и ее методами. Зато в подборке "Вам также может быть интересно" попалось чудесное интервью С Екатериной Шульман на ту же тему :) ("Я не верю. что дети травмируются текстами. Тут я расхожусь с нынешней моралью").

Я согласна с героиней первой статьи в том, что в школах больше упора на историю литературы, чем на умение работать с текстом. Да и изучение произведений в строго хронологическом порядке не самая лучшая идея - в средней школе довольно тяжело воспринимать эпос и былины, не говоря уже о том, чтобы с этими текстами работать. Впрочем, если добавить туда современное фэнтези, регулярно возвращающееся к мифам, эпосам, сказкам и прочим памятникам древней литературы, то, возможно, оно бы и как-то живее пошло :) Но историко-литературный анализ той же "Калевалы" в пятом классе лично мне вынес мозг куда сильнее, чем чтение "Хоббита" на уроках литературы в третьем :)
Зато предложение читать только то, что нравится, меня изрядно напрягло. Кроме всего прочего, обучение - это элемент насилия дисциплины. ты должен научиться делать то, что тебе не нравится. Увы, именно это - один из самых ценных навыков, которые прививаются нам в школе. Ну и научиться рефлексировать тоже: почему не нравится? Что напрягло? Аргументируй. Вот как ты обоснуешь, что именно тебе не нравится, если бросил читать буквально сразу? Нет, я не настаиваю на том, что абсолютно любой кактус прям обязательно надо догрызть до основания. Жизнь слишком коротка для плохих книг :) И я учусь откладывать и збивать, если не получаю от текста удовольствия. Но иногда все же возвращаюсь :) И все равно, это касается только чтения для развлечения.
А вы любили в школе уроки литературы? Как они повлияли на ваше отношение к чтению?

@темы: давайте поговорим, ссылки, размышлизмы, разности

Комментарии
23.10.2020 в 10:37

..разомкнуть оковы, да ключ потерян...сам себя я запер в стальную клетку...
Нет,я их не любила. Ненавижу препарировать стихи и писать сочинения на тему "что имел ввиду автор"! ( До сих пор ненавижу сочинения,веришь? У меея сращу ужас-удас и неписец!)
И почему-то очень нудно шли биографии писателей-с годами, событиями...ну хоть убей,не запоминались, разве что мне попадались нормальные биографии или мемуары, вот тогда да!))
Но вот книги читать люблю и с школькой программой было достаточно легко, разве что Чернышевского я грызла и Замятина,кажется. Остальное мне было интересно, особенно в старших классах,когда литература часто отражала исторические события, а история мне нравилась. Так что Война и мир это просто прекрасно было. Параллельно читались и приключенческие романы, и исторические, и детективы...Не знаю,когда я успевала проглотить эти стопки книг.
Но,согласна,мифология-это не для детей. Сказки, может,даде, фэнтези с отсылками к легендам...но вот в чистом виде...по мне, многие легенды народов мира очень похожи, меняются имена, а общая канва остается. Но интереснее на нее смотреть уже во взрослом виде. Особенно с учетом языка и стилистики,которые часто очень тяжелые для чтения,нудноватые.
23.10.2020 в 11:44

Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! (с) барон Мюнхгаузен
adept-13, мур :) Я вот тоже сочинения не люблю, от одной мысли жуткий неписец случается. И это проблема, потому что мы с преподавателем английского пытаемся качнуть мне именно навыки письменного изложения мыслей, но все никак не получается. Потому что сочинения. Вот трындеть на заданную тему я могу почти бесконечно :) А писать - не могу совсем. Для меня в какой-то период и посты в дайри были сущим мучением. Приходилось буквально себя заставлять их писать.
И почему-то очень нудно шли биографии писателей-с годами, событиями...ну хоть убей,не запоминались, разве что мне попадались нормальные биографии или мемуары, вот тогда да!))
Честно говоря, вообще не понимаю, нафига это надо. Именно в форме хронологической таблицы. Все эти даты все равно никто не запоминает. Да и не нужны они. Но можно же человеческим языком объяснить, откуда у Достоевского такой мрачняк и жуть, а не указать пару дат - и пусть ищут сами, что это были времена Николая I и как все в эти времена жили. Честно скажу, вот именно про формирование личности Достоевского я прочла только этой осенью у Радзинского :) И поняла, что можно же было человеческим языком все объяснить :) Кстати, именно в попытках обрести адекватные и интересные биографии, где реально рассказывалось про развитие человека, а не про родился-учился-женился, я и набрела на очерки В. Вульфа в обработке С. Чеботарь. И впоследствии скупила почти все их книги :)
и с школькой программой было достаточно легко, разве что Чернышевского я грызла и Замятина,кажется.
Я школьную программу по украинской литературе в буквальном смысле выстрадала. Потому что читать это - невозможно. У нас даже специалисты говорят, что впечатление, будто программа построена таким образом, чтобы привить школьнику отвращение :) Ведь у тех же писателей есть куда более яркие и читабельные произведения. А вот зарубежную литературу любила очень. Она была офигительно разнообразна :) И преподаватель круче.
Но,согласна,мифология-это не для детей. Сказки, может,даде, фэнтези с отсылками к легендам...
Не знаю, как кому, а мне мифология и даже библейские тексты в детстве заходили "на ура". Зато былины и эпозы - это была сплошная боль. Особенно потому, что литературоведческий разбор у нас велся без поправки на возраст. Т.е., в пятом классе мы это разбирали так же, как филологи на первом курсе. Ну ладно, может, немного проще. Но не сильно :) И, если мифы в младших классах мы проходили медленно и подробно, зарисовывая в цветных схемках пантеоны и взаимосвязи (детская литература была вообще единственным предметом, где в тетради можно было рисовать, но только по теме), то в средней школе предполагалось прочесть и осознать "Калевалу", "Песнь о Нибелунгах", "Повесть о Роланде" и "Песнь о моем Сиде", а потом сделать обстоятельный анализ. За два урока. Блин, да мы на английской литературе одного "Беовульфа" дольше ковыряли. И того - в пересказе хрестоматийном. Короче, на эпосах у меня травма :) Уроки зарубежной литературы всегда были смешаны с болью. Потому что читать и слушать было интересно, но преподаватель был беспощаден. Это я уже потом поняла, что по манере работы она у нас, скорее, университетский преподаватель, чем школьный учитель. Но в 10-12 лет это было офигенно тяжело. А потом мы попали к другому учителю на год. Мягкому и доброму. И уроки литературы превратились в наш с ней диалог. Было приятно, но остро ощущалась деградация...
23.10.2020 в 12:12

..разомкнуть оковы, да ключ потерян...сам себя я запер в стальную клетку...
Ralenna, ух ты! А у нас не было зарубежной,как таковой-ну,что-то было в рамках Мировой худ.культуры-но там все, вперемешку. Так что зарубежным вмем я просвещялась сама.
Хотя,интеремно, в учебнике лит-ры были рассказы Лондона. Был свифт, правда вот куда он попал-не помню.
А так на лит.ре была в основном классика-с фонвизина, ломоносова и далее, кадется,до поэтов серебряного века и того же замятина. С редкими вкраплениями чутт поздних произведений.
Согласна, биографии надо бы рассматривать отдельно, чтобы понимать, почему тот же толстой писал именно так в зрелом возрасте, а не иначе. Ибо личность отражает.
Но нет, нам подробно предлагали искать цитаты-ответы на вопросы по книге, при том, что уроков литры было 5-6 в неделю,кажется...
Слабо пролистать пару бумажный томов книг в поисках ответа и найти цитату за вечер??)))
А на уроках мы все эти вопросы обсуждали. Но это 10-22 классы, а как было до этого-не очень помню. Вроде нас знакомили с личностями писателей и немного с проищведением,а потом "пишите сочинение"
Мифология в чистом виде была скорее всего на уроках истории...а рагнарек, беовульф -это я читала уже сама, позже.
23.10.2020 в 12:35

Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! (с) барон Мюнхгаузен
adept-13, какие, однако, различия в системе образования :) Правда, у на с и школа была... с подвыподвертом. Благодаря чему в младших классах у нас преподавали "Развивающее мышление" и "Детскую литературу", которая была ни фига не детской :) Мои родители тихо офигевали, когда я со 2 п о4 классы читала "Песнь о Гайавате", "Хоббита", полное издание мифов древней Греции (ок, в программе были только 12 подвигов Геракла и миф о золотом руне, но я никогда не останавливалась на достигнутом, если тема "заходила"), "Синюю птицу" Метерлинка... И ведь умудрялась же преподаватель не только зачитывать на уроках фрагменты книг (на дом задавали по 1-2 главы), но и как-то все разъяснять и раскладывать по полочкам... Часть этих уроков я помню до сих пор :) И это шло параллельно официальным урокам чтения, где были, преимущественно, отрывки из книг украиноязычных писателей.
Класса с пятого у нас произошло разделение на украинскую литературу и зарубежную. Точно так же - с историей. В зарубежку входила, в том числе, русская литература. Поэтому мои родители до сих пор в легком шоке, что я не читала Некрасова, Салтыкова-Щедрина только в старых хрестоматиях (и мне хватило!), Мамина-Сибиряка даже не начинала и т.д. :) . Знакомство с русской литературой у нас было довольно беглым: Пушкин, Фет, Тютчев, Крылов, Достоевский, Толстой, Куприн, Бунин, Чехов (внеклассное чтение), и - внезапно! - Гоголь :) . Так что Чернышевский, Замятин и прочие Батюшковы прошли мимо меня ))) Зато нас очень активно знакомили с мировой классикой. И даже фантастику и фэнтези 20 века успели запихнуть в программу :)
Вроде нас знакомили с личностями писателей и немного с проищведением,а потом "пишите сочинение"
У на сбыла примерно следующая программа: ученики зубрят биографию писателя и представляют ее перед классом, потом разбираем произведение (обычно довольно бегло, так как на зарубежку выделялось 2 урока в неделю, а на произведение - от 2 до 6 уроков максимум), а сочинения писали только итоговые по теме/блоку. В итоге их за год набиралось от 6 до 10, по-моему. Но тут у меня было меньше сдерживающих факторов: во-первых, зарубежка менее политизированный предмет, чем украинская литература, во-вторых, преподаватель не щемил за наличие собственного мнения, только за отсутствие аргументации :-D
23.10.2020 в 12:42

..разомкнуть оковы, да ключ потерян...сам себя я запер в стальную клетку...
Да,правда,разница ощутима!!!
Ммм...акак-то сы с мамоц разноваривалм-у них в школе были частично другие произведения-мы и про писателей таких не слышали. Часть я потом прочитала сама,мне понравилось,но там больше о становлении личности,человека. Хорогие в общем-то книни, правильные,хоть и с идеологией,коеечно,советской. Но общий посыл-хорош!
23.10.2020 в 12:45

Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! (с) барон Мюнхгаузен
adept-13, есть такое дело :) Мне папа активно подсовывал свои любимые книги, независимо от школьной программы :) А читала я всегда много. Но до чего-то все равно добралась только уже будучи взрослой.
23.10.2020 в 12:46

..разомкнуть оковы, да ключ потерян...сам себя я запер в стальную клетку...
Ralenna, ну где ж успеть прочитать и свою эпоху, и парочку предыдущих?)
23.10.2020 в 14:08

Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! (с) барон Мюнхгаузен
adept-13, в пятом измерении? :) ИМХО, вот тут сильно пригодится умение бросать то, что не лезет )
23.10.2020 в 14:09

..разомкнуть оковы, да ключ потерян...сам себя я запер в стальную клетку...
Ralenna, а если лезет???)))
23.10.2020 в 14:27

Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! (с) барон Мюнхгаузен
adept-13, проблема... Скорочтение, имхо, не вариант...
23.10.2020 в 14:32

..разомкнуть оковы, да ключ потерян...сам себя я запер в стальную клетку...
Ralenna, ага, терять наслаждение от прочитанного не хочется!